Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                  «Основная  общеобразовательная Архангельская  школа»

 

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета

МБОУ «Основная общеобразовательная Архангельская школа»

протокол № 1 от «30» августа  2012г.

 

УТВЕРЖДЕНА

Приказом по МБОУ «Основная общеобразовательная Архангельская школа» №   121

 

«30» августа  2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа «Одаренные дети».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Архангельское

2012 г.

 

ПАСПОРТ
Программы "Одаренные дети"

          

Наименование

Программы

-

Программа "Одаренные дети"

Разработчики Программы

-

Творческая группа педагогов МБОУ « Основная общеобразовательная Архангельская школа»     

Правовое обоснование Программы

-

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон «Об образовании»;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р,;

Национальная образовательная Инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом Российской Федерации от 04.02.2010г. №Пр-271;

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ, приказ № 827 от 03.04.2012 г).

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;   

Цель Программы

-

С  создание необходимых условий для выявления, поддержки и развития     о  одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями в обобласти естественных и общественных наук.

Задачи Программы

-

1. Зна   Знакомство педагогов с научными данными о психологических осо-е особебенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

2.     Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, ололимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

3. Соз   Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренодарённость на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенуверенный скачок в развитии их способностей.

4.  Создание системы работы, отбор среди различных систем обучения тех меметодов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности м   мышления, инициативности и творчества.

5.   Предоставление возможности совершенствовать способности в совмест соной деятельности со сверстниками, учителем-предметником через проек     ое тную и исследовательскую деятельность.

6-    Развитие учительского потенциала в работе с одарёнными детьми, чечерез совершенствование системы подготовки специалистов, работаю-   ра щих с одаренными детьми;

7.    Обобщение и систематизация информации об одаренных детях, о педа  дагогах, работающих с одаренными детьми, об индивидуальных образова  ра тельных программах;

8.    Установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинте  те  ресованными структурами.

 

Срок и этапы реализации Программы

-

2012-2016 годы (этапы не выделяются)

Объемы и источники финансирования Программы

-

Федеральный, региональный, муниципальный бюджет, привлечение средств благотворительной помощи.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

·         формирование личности, способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности; обладающей разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

·         расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся;

·         повышение качества образования;

·         повышение квалификации педагогов

·         увеличение количества победителей и участников предметных олимпиад разного уровня;

·         увеличение количества участников  конференций и конкурсов различного уровня;

·         повышение уровня готовности педагогов к работе с одаренными детьми; 

·           активизация участия родителей в работе с одаренными детьми;

·         расширение роли дополнительного образования в школе;

·         формирование системы взаимодействия образовательных учреждений с профессиональными учебными заведениями.


         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Пояснительная записка

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, среди задач модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития определила «…создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи…». Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа» указывает на необходимость развития механизмов выявления, сопровождения  и поддержки одаренных детей.

Кроме того к нормативным основаниям формирования программы по выявлению и сопровождению одаренных детей можно отнести:

-     Федеральный закон  «Об образовании».

-     Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ, приказ № 827 от 03.04.2012 г).

-     Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

-     Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Создание и дальнейшая реализация данной программы предполагает формирование в условиях сельской школы эффективных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, а также обеспечение их личностной, социальной самореализации.

Под одаренностью, в данном случае,  стоит понимать  системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный – отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

наличие специфических стратегий деятельности (быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом);

сформированность индивидуального стиля деятельности, связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции;

особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности);

своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следу­ющими признаками:

- повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства  удовольствия;

- повышенная познавательная потребность, которая проявляется в любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;

-  ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело;

- предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных зада­ний и готовых ответов;

- высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ста­вить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Общепринято выделяют  следующие виды одаренности:

В практической деятельности – одаренность в ре­меслах, спортивная и организационная. В познавательной – интел­лектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания де­ятельности (одаренность в области естест­венных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности – хореографическая, сцени­ческая, литературно-поэтическая, изобра­зительная и музыкальная одаренность.

В коммуникативной деятельности – лидерская и аттрактивная одаренность.

В духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая про­является в создании новых духовных ценно­стей и служении людям.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать: актуальную одаренность; потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

По критерию «форма проявления» можно говорить о явной и скрытой одаренности. Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или  высоких возможностях ребенка.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить общую и специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые  и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности – умственная активность и ее саморегуляция.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать раннюю и позднюю одаренность. Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных обучающихся необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей из числа обучающихся на основании выстроенной системы диагностики.

Таким образом, целью данной программы  является создание необходимых условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями в области естественных и общественных наук.

Программа предусматривает решение следующих задач:

   1. Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

2. Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

3. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей.

4. Создание системы работы, отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

5. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем-предметником через проектную и исследовательскую деятельность.

6.Развитие учительского потенциала в работе с одарёнными детьми, через совершенствование системы подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми;

7.Обобщение и систематизация информации об одаренных детях, о педагогах, работающих с одаренными детьми, об индивидуальных образовательных программах;

8.Установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами.

 

Формы выявления одаренных детей:

·         наблюдение;

·         общение с родителями;

·         тестирование, анкетирование, беседа;

·         олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции.

 

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

·         принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·         принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·         принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·         принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

·         принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг (курсы по выбору, кружки), помощи, наставничества.

 

Требования к педагогам.

Учитель должен быть:

·         увлечен своим делом;

·         способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

·         профессионально грамотным;

·         интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

·         проводником передовых педагогических технологий;

·         психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

·         знатоком во всех областях человеческой жизни.

 

Формы работы с одаренными детьми:

·         работа по индивидуальным планам;

·         участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

·         объединения  по интересам;

·         проектная и исследовательская деятельность;

·         проблемное обучение.

 

Функции учителей-предметников:

·         выявление одаренных детей по своим предметам;

·         корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней;

·         организация индивидуальной работы с одаренными детьми;

·         подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям школьного и районного уровней;

·         создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности;

·         консультирование родителей одаренных детей по вопросам развития способностей их детей по предмету;

·         отбор и оформление в течение года достижений одаренных детей;

·         оформление своего опыта работы с одаренными детьми в виде творческого отчета для предъявления на педсовете.

 

 

Организация работы:

I этап – аналитический – выявление одаренных детей через их успехи в какой-либо деятельности: учебной и внеурочной.

II этап – диагностический  индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. На этом этапе работы наиболее целесообразны такие формы работы, как научно-практические работы, проектные задания, творческие зачеты и т.д.

III этап – формирование, углубление и развитие способностей учащихся через применение технологий проблемного и проектного обучения, решение интегральных заданий, участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

 

 Программа МБОУ «Основная общеобразовательная Архангельская школа» по выявлению и сопровождению одаренных детей из числа обучающихся будет реализовываться в течение 2012-2016 учебных годов и охватывает следующие направления деятельности:

¾       формирование локальной нормативной базы ОУ;

¾       выявление одаренных детей;

¾       поддержка и сопровождение одаренных детей;

¾       организация работы с родительской общественностью;

¾       повышение профессиональной компетенции педагогических кадров по работе с        одаренными детьми;

¾       информационно-методическое сопровождение работы с одаренными детьми;

¾       мониторинг  состояния работы с одаренными детьми в ОУ.

 

Планируемые результаты:

·         формирование личности, способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности; обладающей разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

·         расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся;

·         повышение качества образования;

·         повышение квалификации педагогов

·         увеличение количества победителей и участников предметных олимпиад разного уровня;

·         увеличение количества участников  конференций и конкурсов различного уровня;

·         повышение уровня готовности педагогов к работе с одаренными детьми; 

·         активизация участия родителей в работе с одаренными детьми;

·         расширение роли дополнительного образования в школе;

·         формирование системы взаимодействия образовательных учреждений с профессиональными учебными заведениями.


 

 

Мероприятия

по выявлению и сопровождению одарённых детей

из числа учащихся МБОУ «Основная общеобразовательная Архангельская школа»

 

Мероприятие

 

Сроки

Ответственные

1

Формирование локальной нормативной базы ОУ

1.1.

Создание  плана по работе с одаренными детьми

Ежегодно

(август - сентябрь)

Зам. директора по УВР

1.2.

Разработка программ  (план-графиков) подготовки к Всероссийской предметной олимпиаде

Ежегодно (август-сентябрь)

Зам. директора по УВР

1.3.

Пересмотр и корректировка должностных инструкций лиц ответственных за  осуществление работы с одаренными детьми

2012 год

(октябрь – ноябрь)

Директор ОУ

1.4.

Разработка локальных нормативных оснований деятельности органов ученического самоуправления

2012 год

(ноябрь - декабрь)

Директор  ОУ, заместитель директора по УВР

2.

Выявление одаренных детей

2.1

Формирование системы диагностики и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей на уровне ОУ

2012 год

(ноябрь - декабрь)

Заместитель директора по УВР

2.2.

Мониторинг результативности участия обучающихся в мероприятиях  различного уровня (ежеквартальный)

Ежегодно

(сентябрь  - май)

Заместитель директора по УВР

2.3.

Создание  базы данных по одаренным детям на уровне ОУ. Своевременное ее обновление.

2012 год

(декабрь - январь)

Заместитель директора по УВР

2.4.

Формирование  базы  данных по одаренным детям «Одаренность», ее поддержка и обеспечение доступности.

2012 год

(январь)

Заместитель директора по УВР

3

Поддержка и сопровождение одаренных детей

3.1.

Утверждение и реализация ежегодного комплексного календаря массовых мероприятий со школьниками, имеющих  муниципальный и областной  уровень организации.

Ежегодно (сентябрь-октябрь)

Заместитель директора по УВР

3.2.

Обеспечение индивидуального сопровождения учащихся относящихся к категории «одаренный»

Ежегодно

(сентябрь - май)

Заместитель директора по УВР

3.2.

Создание (развитие)  системы ученического самоуправления в ОУ

2012 -2016 г.г.

Заместитель директора по УВР

3.3.

Организация тематических общешкольных предметных недель по:

- русскому языку и литературе;

- математике;

- истории и обществознанию;

- физике;

- информатике;

- химии и биологии;

- английскому языку;

-ИЗО и музыке;

- ОБЖ;

- технологии

Ежегодно

(сентябрь – май)

Заместитель директора по УВР

3.4.

Обеспечение участия обучающихся в школьном, муниципальном   этапах Всероссийской предметной олимпиады школьников.

Участие во Всероссийских конкурсах («Русский медвежонок», «Кенгуру-математика для всех», «КИТ», и т.д.)

Ежегодно по отдельному графику

Заместитель директора по УВР

3.5.

Участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях  и других мероприятий среди одаренных детей в системе дополнительного образования

В течение периода

Педагоги дополнительного образования

3.6.

Участие в традиционных муниципальных мероприятий, направленных на развитие интеллектуального и творческого потенциала ребенка:

- Сборы учебы школьного актива «Искатели» 

- Защита исследовательских работ

 

 

Ежегодно,  согласно плана работы УО

 

Директор ОУ

3.7.

Обеспечение участия обучающихся в традиционных муниципальных мероприятий, направленных на развитие интеллектуального и творческого потенциала ребенка

Ежегодно,  согласно плана работы

Заместитель директора по УВР

3.8.

Системное взаимодействие с профессиональными учебными заведениями, ВУЗами

2012 -2016 г.г.

Заместитель директора по УВР, социальный педагог

3.9.

Внедрение в практику развития одаренных детей дистанционных технологий в учебной и внеурочной деятельности.

2013-2016 г.г.

Заместитель директора по УВР

3.10

Организация проектной и научно-исследовательской деятельности.

В течение года

Рук. ШМО, учителя-предметники

3.11

Индивидуальные консультации по оформлению и методике защиты исследовательских работ, проектов.

По мере необходимости

Учителя- предметники

3.12

Работа объединений в системе дополнительного образования детей.

В течение года

Учителя-предметники.

3.13

Создание в кабинетах материалов повышенного уровня сложности.

В течение года

Учителя-предметники

3.14

Оформление портфолио.

В течение года

Кл. рук., рук. ШМО.

3.15

Оформление папки «НОТ учащихся».

В течение года

Рук.  ШМО, уч.-пред.

4.

Организация работы с родительской общественностью

4.1.

Выстраивание системы взаимодействия   с семьей одаренного ребенка

 

2012-2016 г.г.

Заместитель директора по УВР

4.2.

Проведение общешкольных родительских собраний по темам:

-  «Детская одарённость: что я знаю о своём ребёнке?» (начальная школа);

 - «Детская одарённость: цели и пути развития способностей ребёнка» (5-7 классы);

 -«Профессиональное самоопределение и социальная успешность подростка» (8-9 классы)

Ежегодно (октябрь- декабрь)

Заместитель директора по УВР

4.3.

Общешкольные родительские собрания по вопросам сопровождения и  итогам работы с одаренными  детьми

Ежегодно

(ноябрь - декабрь)

Директор ОУ

5.

Повышение профессиональной компетенции педагогических

кадров по работе с одаренными детьми

5.1.

Повышение квалификации педагогов по теме:  «Содержание и организация образовательного процесса в развитии потенциала одаренности детей»

Ежегодно,  (согласно плана)

Директор ОУ

5.2.

Семинар-практикум «Мониторинг учебных достижений учащихся»

2012г.

Заместитель директора по УВР

5.3.

Педагогические советы и круглые столы по проблемам:

- «Актуализация и формирование системы работы с одарёнными детьми»;

- «Внедрение инновационных педагогических технологий развития детской одарённости»;

- «Эффективные способы оценки и презентации результатов работы с одаренными детьми» и т.д.

 

 

2012 г. (ноябрь-декабрь)

2013 г. (октябрь-ноябрь)

 

2013 г. (март-апрель)

 

Заместитель директора по УВР

6

Информационно-методическое сопровождение работы с одаренными детьми

6.3.

Разработка  методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми

2012г.

(ноябрь - февраль)

Социальный педагог

6.6.

Издание сборников  творческих работ учащихся по итогам конференций,  конкурсов и т.д.

2012-2016 гг.

Заместитель директора по УВР

6.8.

Размещение на сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»

2012-2016 гг.

Ответственный за сайт, руководители ШМО

7.

Мониторинг  состояния работы с одаренными детьми в ОУ

7.1.

Формирование  системы мониторинга достижений учащихся

2012г.

 

Заместитель директора по УВР

7.2.

Анализ  результатов реализации программы ОУ по работе с одаренными детьми

Ежегодно

(май-июнь)

Директор ОУ

 

 

 

 

 

Список использованной  литературы

 

1.            Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М. 2002.

2.            Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. М.: АиФ Принт, 2003.

3.            Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Москва.1999 .

 

Рекомендуемые источники информации

1.            Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: Учеб пособие / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Издательство московского психолого-социального института, 2004

2.            Одарённый ребёнок // Научно-практический журнал (выходит ежемесячно с 2001 года).

3.            Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии или реальность. Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1996

4.            Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4

5.            Алексеев А.А., Громов Л.А. Психогеометрия для менеджеровенинград, 1991.

6.            Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.

7.            Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3

8.            Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябинск: ИПИ РАОГИИК, 1993

9.            Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.

10.        Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.,1997.

11.        Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.

12.        Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997

13.        Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.

14.        Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1

15.        Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3

16.        Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап      лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1